Часть 4. Сооружение нового Николо-Александровского храма в Петрограде


Глубокое благоговейное почитание Святителя Христова Николая, присущее русскому боголюбивому народу, выдвинуло на очередь в прошлом столетии вопрос мирликийский, который, как мы уже сообщили выше, по условиям международным и бытовым естественным путем в наши дни превратился в вопрос барградский. По тем же причинам и для возможно быстрого и полного осуществления давнего горячего желания всего русского народа - возвеличить чтимого угодника Христова и создать ему достойный памятник в итальянском городе Бари, где почивают его мироточивые мощи, Николо-Александровская часовня в Петрограде**, превращенная в 1905 году в храм, с высочайшего Его Императорского Величества соизволения была передана Святейшим Синодом в 1911 году в ведение Императорского Православного Палестинского общества с обращением церковных доходов ее в распоряжение находящегося при Обществе Высочайше учрежденного Барградского комитета, на который волей Государя Императора возложено ныне выполнение всеобщего народного желания — сооружение в Бари православного храма и при нем странноприимницы для русских паломников.

И основные денежные средства, на которые приобретен земельный участок в Бари, и начатые постройки русского храма во имя свт.Николая и странноприимницы при нем, и будущее устойчивое обеспечение барийских странноприимных сооружений и служащих в них покоятся главным образом на доходах вышеназванной петроградской часовни–храма. Вот почему, вполне естественно, Высочайше учрежденный Барградский комитет, чтобы привлечь к этому храму большее внимание православного населения Петрограда, чтущего находящуюся в нем икону Богоматери Скоропослушницы (список с чудотворной иконы того же имени, вывезенный с Афона), которая являет благодатную помощь в разительных случаях, решился небольшой по вместимости и пришедший в ветхость прежний храм–часовню сломать и на его месте средствами благотворителей и на церковные доходы соорудить благолепный храм по древнерусским образцам, но уже значительно большего размера, насколько, конечно, это допускает городская площадь, где находится храм.

Петроград, украшавшийся до последнего времени постройками, чуждыми произведениям древнерусского зодчества, делает попытки вернуться в допетровскую Русь и на художественной переработке древнерусских произведений строительного искусства создать новые постройки. Образец и план нового храма по указаниям вице-председателя Палестинского общества и председателя Высочайше учрежденного Барградского комитета князя А.А. Ширинского–Шихматова, известного знатока и любителя древнерусского искусства, были выработаны архитектором С.С. Кричинским наподобие небольших храмов ХIII–ХIV веков Новгородско-Псковской области. Имена святителя Николая Мирликийского и св. благоверного князя Александра Невского, бывшего князем Новгородским, в честь коих воздвигается храм, указывали составителю плана в качестве достойного образца именно древние церкви Новгорода.

Незначительные размеры места, отведенного городом под постройку, и положение храма между высокими домами трех пересекающихся улиц привели С.С. Кричинского к мысли разработать план и внешний вид церкви значительной высоты при небольшой площади, дабы окружающие здания не заслоняли и не подавляли бы церковного строения, тем более что, с точки зрения сторонников однообразия построек, окружающая местность вполне допускает создание здесь церкви по образцу допетровской Руси. К этому как бы обязывал строителей и находящийся вблизи величественный храм в память 300-летия царствования Дома Романовых, воздвигнутый с целым рядом башен и оград наподобие ростовских кремлевских храмов и теремов XVII века. Все эти основания побудили С.С. Кричинского остановиться на создании храма по образцу новгородских храмов во имя свв.Петра и Павла на Торговой стороне, свв.Иоакима и Анны в Зверином монастыре и т.п.

Первый камень нового Николо-Александровского храма был торжественно заложен рукой Августейшего председателя Императорского Православного Палестинского общества Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны 8 сентября 1913 года, и с этого времени его сооружение, не прерываясь, идет весьма успешно к близкому своему окончанию.

Строящаяся церковь имеет вид креста с полукружиями, примыкающими к углам. Средняя часть храма возвышается значительно над приступками и покоится на наружных стенах и круглых внутренних столбах. Церковь перекрыта бочарными и крестовыми сводами и увенчана одной главой с барабаном, прорезанным окнами. Снаружи стены оштукатурены и местами покрыты крестами и обронными украшениями, высеченными из белого старицкого камня-известняка, составляющими столь разительное отличие для новгородских построек ХIV-ХV века. Крыша покрыта зеленой поливной черепицей, подобной своим внешним видом черепице псковских церквей. Внутренняя роспись храма по образцу стенных росписей Ферапонтова монастыря поручена двум молодым художникам: В.А.Плотникову и В.С.Щербакову. Иконостас изготовляется в Москве в мастерских Товарищества Хлебниковых и будет состоять исключительно из икон старинного русского письма XV и XVI веков.

Сооружение храма почти закончено. В настоящее время производятся роспись внутренних стен, настилка пола, окраска дверей и окон и прочие мелкие подрядные работы. В скором времени, по всей вероятности к концу ноября 1915 года, храм будет совершенно закончен и, несомненно, явится для Петрограда одним из выдающихся произведений строительного искусства последнего времени.


* Отпечатано по изданию Высочайше учрежденного Барградского комитета, СПб., 1915г.

** Часовня эта находится на перекрестке Калашниковского пр. и 2-й Рождественской улицы.
© 2005-2012 ПС "Божия Правда"

 
Получить код баннера можно здесь
html counterсчетчик посетителей сайта

 
Работает на: Amiro CMS